background

Обмен опытом

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес».

2017 год в нашей стране объявлен годом экологии. В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии чёрствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

Дошкольный возраст — первая ступень, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе и всему окружающему. Именно экологическая сказка вызывает эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии. Полученные знания всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу ребёнка, вызывать отклик и понимание им экологических проблем. Результатом этого будет продуктивная творческая работа, которая выразится в рисунке, лепке, аппликации, а также в сочинении собственных сказок.

Один из основных принципов экологического образования — это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождении бабочки? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т. д. Характерной особенностью экологической сказки является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Экологическая сказка интересна детям новизной сюжета, персонажами, самим действием, конечным результатом, а также элементами, из которых строится сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовёт на помощь», «Лес полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Сказки открывают неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои — кузнечик, улитка, поросёнок, дорога… В них можно играть, про них можно придумывать разные истории — это и будут те ступени, которые помогут нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки.

Чему учат экологические сказки?

  • Познавать окружающий мир.
  • Воспитывать чувство причастности к благополучию в природе.
  • Думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.

В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Для того чтобы сказки получались интересными, настоящими, следует знать некоторые принципы и приёмы их создания. Ведь особенности сказок, нормы поведения героев формировались на протяжении веков и отнюдь не случайны.

Экологические сказки не должны нарушать некоторые условия:

  • По ходу повествования не должны нарушаться экологические правила. Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но никогда не будет пить чай с вареньем.
  • Действия, свойства сказочного персонажа не должны искажаться. Персонажа можно по-разному приодеть — на Пчелу можно надеть и шапочку и штанишки, и что угодно, но ножек у неё должно быть шесть.
  • Дать достаточно точную научную информацию. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей.

Алгоритм составления сказок

  • Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом, например, лес.
  • Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.
  • Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливые, важные, весёлые, грустные. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.
  • Идёт описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.
  • Описывается случай.
  • Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.
  • Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.
  • Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным случаям.
  • Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная...», «История, которая произошла там-то...», «Как кто-то учился мудрости».

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих её обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и привычной жизни. Предлагаю вашему вниманию рассказ-загадку, который был составлен Артёмом с мамой дома.

Я — удивительный зверёк. Слух у меня более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное — я чувствую жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у меня слабое. Ем всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей. Кто я? Подсказка: Я хоть и маленький, но не боюсь хищников, у меня есть защита от них.

Ответ: Ёж.

Этапы работы со сказкой:

  • Чтение сказок.
  • Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
  • Театрализация сказок.
  • Исправление ошибок в сказках.

Интересен такой приём работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный приём формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Игра с залом. Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зелёные иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесённого на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа», — сказал Петя. «Нет, это не ёжик пробежал, а суслик», — возразила Маша.

Зима в лесу — любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук — это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чьё-то гнездо. Кто же это высиживает яйца зимой? «Это сойка, — сказал Петя. — Давай её поймаем».

Ошибки:

  • Скворцы осенью улетают в тёплые края.
  • Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.
  • Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
  • Белки в спячку не впадают.
  • Зимой появляются птенцы у клеста.
  • Нельзя ловить лесных птиц — в неволе они погибнут.

✦ ✦ ✦

Инсценирование фрагментов экологических сказок вызывают у дошкольников не меньший интерес, чем первоисточник. Например, сказка, где Колобок отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своём пути зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста, медвежье ушко, лисохвост).

Дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых они знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес, можно вывернуть сказку наизнанку. В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые — добрыми. Изменится их поведение, а, следовательно, и сюжет популярных сказок.

Например, можно вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке, не забывая о проблемах охраны природы. Волк в новой сказке — добрый, т. е. он заботится об охране окружающей среды.

Лес — это место обитания Волка. Естественно, он стремится сберечь его в первозданном виде, оберегает от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз, когда идёт к бабушке рвёт цветы, которых становится всё меньше и меньше. Кроме того, Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания на экосистему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдёт к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны.

Наконец, Волк знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора.

Игра-сказка способствует развитию логического мышления ребёнка. Суть её состоит в том, что один и тот же предмет может быть рассмотрен с разных точек зрения. Такой подход очень важен для формирования экологического сознания.

Например, лес с точки зрения мебельщика — источник сырья для производства мебели, с точки зрения туриста — место для отдыха, для строителя — источник строительного материала, для зайца — место обитания, источник пищи, а для врача — подходящее место для санатория.

Эколог же рассматривает лес как экосистему, важную часть биосферы. К сожалению, в настоящее время преобладают взгляды на лес как источник сырья, точки зрения зайца и эколога учитываются крайне редко.

Описываемый приём помогает понять почему с экологических позиций не следует делить животных на «вредных» и «полезных». Например, гусеница с точки зрения дачника — вредитель сада, хотя бабочка — это уже украшение природы. В глазах биолога гусеница — будущая бабочка, с точки зрения птицы — потенциальная еда, с позиций цветка — будущий опылитель.

Для детей — как начинающих авторов — важно, чтобы их сказки стали известными. Поэтому важно:

  • записывать сказки, сочинённые детьми,
  • зачитывать (если автор не возражает) на занятиях,
  • оформлять в самодельные книжки,
  • рисовать к ним иллюстрации.

Всё это послужит стимулом для дальнейшего творчества детей.

Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребёнка. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней.