background

Обмен опытом

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес».

Развитие логического мышления дошкольников с блоками Дьенеша

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Логические блоки, разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Золтан Дьенеш — безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой «новой математики». Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие — блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Блоки Дьенеша развивают у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификации обобщение; логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание и воображение.

Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет. Игры с блоками способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приёмов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Формирование основных приёмов логического мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование).
  • Развитие у детей умения рассуждать, доказывать.
  • Развитие познавательных интересов, творческого воображения.
  • Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желания вовремя прийти на помощь сверстникам.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

  • четырёх форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
  • трёх цветов (красные, синие и жёлтые);
  • двух размеров (большие и маленькие);
  • двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Свою работу с блоками я начала со второй младшей группы. В первую очередь предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Начнём с самого простого — познакомимся с ними (рассматривание блоков).

С детьми 3–4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагаются самые простые игры.

  • Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).
  • Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
  • «Цепочка».

А теперь первое задание — найдите все блоки как эта фигура по цвету, по форме:

  • красный,
  • треугольник.

А теперь не такую фигуру как эта по цвету, по форме:

  • синий,
  • квадрат.

С детьми от 3 лет уместны простые игры. Например, в помощь к блокам имеются альбомы, для каждого возраста свои. Первый из альбомов, так и называется — Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребёнок будет в восторге от того, как под его руками плоские изображения превращаются в объёмные. Похоже на собирание мозаики.

Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путём накладывания затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе.

Набор игр с блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем» для детей 3–7 лет

Игры для младшего дошкольного возраста (3–5 лет):

  • Логические фигуры,
  • Угощение для медвежат,
  • Художники,
  • Магазин.

Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

  • Логические кубики,
  • Украсим ёлку бусами,
  • Архитекторы (детская площадка),
  • Карточки — символы свойств,
  • Логический поезд,
  • Мозаика цифр.

Угощение для медвежат

Цели игры: развитие умения сравнивать предметы по свойствам; понимание слов: «разные», «одинаковые»; подведение к пониманию отрицания свойств. Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками и символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Описание игры: В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата — сладкоежки и очень любят печенье, причём разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно превратить в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах, должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое печенье, в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры — отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие печенья по 3–4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребёнок выбирает любой блок в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Построй дорожку

Цель: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определённым правилам при решении практических задач.

Ход игры: перед детьми — таблица, на полу — блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе. Правила построения дорожек записаны в таблице.

Формы работы
  • Образовательные области, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые):
    • в подвижных играх — предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов;
    • как настольно-печатные — изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»;
    • в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» — деньги обозначаются блоками; «Почта» — адрес на доме обозначается кодовыми карточками; аналогично, «Поезд» — билеты, места.
  • Вне образовательных областей, в предметно-развивающей среде: изобразительная деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры.

✦ ✦ ✦


В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Я в своей работе по развитию интеллектуальных способностей начала использовать логические блоки Дьенеша.

Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета, дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и запоминаю, я делаю — и понимаю».