background

Обмен опытом

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес».

Анализ состояния предметно-пространственной среды ДОУ

Современный детский сад — это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков, взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы, в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. В связи с этим можно сказать, что вопрос о правильном создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным.

В соответствии ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент предметной развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребёнку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать творчество и свою индивидуальность. Правильная организация и умелое включение ребёнка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса в ДОУ.

Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Условия, созданные в группе, не только обеспечивают охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие, но и соответствуют специфике дошкольного возраста.

Содержательная насыщенность предметно-пространственной среды в группе

Предметно-пространственная среда группы является содержательно-насыщенной — соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, игровым и спортивным оборудованием. Большое разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:

1. Игровую деятельность.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, ширмы). В игровой зоне располагается уголок ряженья и театр, способствующий стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений детей.

2. Познавательную деятельность.

Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину, в группе создан патриотический уголок. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, области и города. Детям представлены фотографии и достопримечательности нашего города, герб, флаг страны.

Дидактические игры, различные атрибуты знакомят детей с правилами дорожного движения, а дорожная разметка на панно моделирует транспортную магистраль города и учит детей действовать в сложной обстановке на дороге.

Мини-библиотека представляет собой витрину с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации постоянно обновляются. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

3. Исследовательскую и творческую активность, экспериментирование.

Уголок природы расположен недалеко от окна. Цель его: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры. Для опытов и рассматривания имеются разные виды земли, магниты, увеличительное стекло, природный материал, сыпучие продукты, настольно-печатные игры.

4. Двигательную активность.

Для формирования двигательной активности, в том числе развития крупной и мелкой моторики оборудован физкультурный уголок для самостоятельной активности детей. Уголок оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования обеспечивает двигательную активность в течение дня.

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать шнурки и пр.

В уголке «Мастерская» есть различные виды конструкторов, а также игры по ориентированию в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в отдельных коробках. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

Характеристики предметно-пространственной среды в группе

Предметно-пространственная среда в группе является:

1. Трансформируемой.

В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребёнок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

2. Полифункциональной.

Полифункциональность среды в группе даёт каждому ребёнку возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т. д. Предметы не обладают жёстким креплением, в том числе из природных материалов, и пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе предметов заместителей в детской игре).

3. Вариативной.

В группе имеются в наличии пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

4. Доступной.

Воспитанники группы имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Всё групповое пространство доступно детям, они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, пластилин, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

5. Безопасной.

Материалы и оборудование группы исправны, все элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

✦ ✦ ✦


Поддержка индивидуальности и инициативы детей происходит через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, и позволить детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

В группе созданы условия для того, чтобы ребёнок мог выразить свои чувства и мысли. В этой зоне дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В группе есть доска для рисования мелом, имеются шаблоны для обведения контуров, дидактические игры на развитие чувства цвета и композиции. В раздевальной комнате организована выставка детского творчества. Для развития музыкальных способностей есть уголок с различными музыкальными инструментами, дидактическими музыкальными играми.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду в своей группе, мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей, что позволяет детям полноценно развиваться в условиях ДОУ.

Вывод

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребёнка стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.